После резкого снижения эффективности господдержки автопрома за счет программы утилизации Минпромторг решился расширить спектр госсубсидий. Как сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, правительству предложено выделить еще 3,5 млрд. рублей на программы льготного кредитования и операционного лизинга, оценив их в 1,5 млрд. рублей и 2 млрд. рублей соответственно.
Кроме того, принято решение о продлении программы утилизации на второй квартал, пишет газета Коммерсант. По словам главы Минпромторга, на нее будет выделено не меньше чем 5 млрд. рублей (изначально в антикризисных мерах была возможность выделения 10 млрд. рублей). Но Д.Мантуров отметил, что утилизация идет не теми темпами и средства понадобятся только в мае. С сентября до конца 2014 года утилизация обошлась бюджету в 12,9 млрд. рублей, было продано около 200 тысяч машин, на первый квартал выделено 10 млрд. рублей, и Минпромторг хотел продать около 170 тысяч автомобилей, но на 22 февраля продано лишь 16 тысяч машин. Идея совместить утилизацию и автокредитование уже обсуждалась в правительстве, но, говорят источники, проблема была в поиске финансирования, а теперь, полагают они, средства на автокредитование и лизинг перераспределены из невостребованных 5 млрд. рублей на утилизацию.
Льготное автокредитование действовало во второй половине 2013 года, государство субсидировало банку 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ (8,25%). Автодилеры лоббировали ее возобновление весь прошлый год, особенно активно после повышения в декабре ключевой ставки ЦБ. В январе ассоциация Российские автодилеры (РОАД) предлагала Дмитрию Медведеву выделить на это 20 млрд. рублей на 2015 год или 10 млрд. рублей на полгода, а эффективную ставку обеспечить на уровне 15%, но Минпромторг не считал это целесообразным. Д.Мантуров пояснял, что при текущих ставках компенсация из бюджета перетечет в банки. Но уже 29 января он заявил, что программа может быть возобновлена после снижения ключевой ставки.
Условий по новым программам в Минпромторге не раскрывают, но источники говорят, что речь идет о субсидировании по кредитам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас 14%) с 1 апреля и до конца года для машин ценой до 1 млн. рублей (при предоплате около четверти цены). Ряд собеседников говорят, что на автокредитование планируется выделить не менее 2 млрд. рублей. Но, как отмечает Андрей Рожков из ИФК Метрополь, и этой суммы до конца года не хватит, средства разойдутся за полтора месяца, а на 1,5 млрд. рублей субсидий получится продать 28-29 тысяч машин. А если во втором квартале льготное автокредитование синхронизируется с программой утилизации, то можно будет реализовать порядка 80 тысяч автомобилей (30% автопродаж идет по кредитам). Глава РОАД Владимир Моженков в конце февраля оценивал совокупный эффект от программ субсидирования лизинга и автокредитования примерно в 250 тысяч автомобилей.
Гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов говорит, что в феврале средняя автокредитная ставка составляла 20-30%, при субсидии ставка будет составлять 14-19%. По словам источников, поддержка автолизинга тоже будет основана на субсидировании части лизинговой ставки, а его объем также составит 2/3 ключевой ставки.