Российский авторынок зависит от автокомпонентов из Турции

Первая эйфория от объявленного многомиллиардного урона, который может понести Турция в результате санкций со стороны России, прошла и настал период вдумчивого подхода к оценке ситуации. А вслед за ним пришло понимание, что в ряде отраслей российской экономики внедрение антитурецких санкций на «полную катушку» практически невозможно без нанесения серьезного удара по собственным предприятиям и собственно интересам России.

В частности, в автомобильной отрасли. И дело тут не только в том, что в случае распространения эмбарго не только на помидоры, но и на продукцию турецкого автопрома россиянам придется отказать себе в покупке Toyota турецкой сборки. Речь идет о поставках автокомпонентов для производства легковых и грузовых машин, сборка которых осуществляется в России.

По данным турецкой Ассоциации экспортеров автопрома, только в 2014 году в Россию было экспортировано транспортных средств и автокомпонентов на $0,8 млрд, из которых $0,44 млрд пришлось на автокомпоненты. Эксперты подсчитали: 440 млн долларов – это около 1% от общего объема российского рынка автокомпонентов и запчастей.

Только среди участников 20-й московской международной выставки MIMS «Автомеханика-2015», которая проходила в сентябре 2015 года – было зарегистрировано свыше 60 турецких автокомпаний. Все они из числа тех, кто уже завязан с Россией промышленными и торговыми контрактами или собирается предложить рынку конкурентоспособные продукты, качество которых подтверждено мировыми компаниями автопроизводителей. В представленном на MIMS ассортименте были очень важные для российского автопрома компоненты – автомобильные двигатели и их составляющие (18 компаний), узлы и детали трансмиссии (11 компаний), узлы и детали ходовой части (9 компаний), узлы и детали тормозов и рулевого управления (17 компаний) и многое другое.

«Пока наша версия о том, что санкции не отразятся на российском автомобильном рынке, подтверждается, – говорит начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун. – Возникают лишь кратковременные задержки с поставками комплектующих (в связи с усилением досмотра грузов), но понемногу эти проблемы входят в свою колею: предприятия пересматривают логистику поставок компонентов и на доставку закладывают большее количество дней… Не думаю, что в дальнейшем ситуация с поставками и производством турецких автокомпонентов как-то кардинально поменяется – слишком многое поставлено на карту…».

В вопросе с антитурецкими санкциями есть еще одна сторона, о которой, судя по отсутствии конкретных заявлений, на государственном уровне полной ясности пока нет. Сегодня в России работают 14 турецких предприятий по производству автокомпонентов . Некоторые из них в свое время строились при поддержке и в рамках российских госпрограмм (с целью развития высокотехнологичных отраслей в России). В качестве яркого примера такого налаженного производства – «Нобель Автомотив Русиа», в 2014 году открывшая производство топливопроводов, стекломывателей, каркасов сидений для автомобилей на территории «ОЭЗ Тольятти». Компания поставляет продукцию на АВТОВАЗ (бренды LADA, Datsun, Renault, Nissan), а также на российские сборочные предприятия Toyota и KIA. На предприятии создано около 120 рабочих мест для россиян, в перспективе планируется – более 400.

Еще один резидент, но уже алабужской особой экономической зоны – «Джошкуноз Алабуга», дочернее предприятие турецкой Coş kun ö z. (проектное число рабочих мест – 263). Компания занимается штамповкой металлических кузовных деталей для Ford-Sollers, в перспективных планах – поставки продукции на заводы других автопроизводителей, локализовавших производство в России.

Там же в «Алабуге» турецкая Ş i ş ecam Group совместно с французским производителем листового стекла не так давно создала предприятие ЗАО «Аутоматив Гласс Альянс Рус (проектное число рабочих мест – 265). Проектная мощность – 800 тысяч комплектов автомобильного стекла в год, в перспективе – до 1 млн комплектов.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest