Российские автопроизводители намерены компенсировать убытки от снижения продаж на внутреннем рынке за счет экспорта. Как сообщили агентству ТАСС на КАМАЗе, АВТОВАЗе и Группе ГАЗ, автоконцерны планируют удвоить поставки за рубеж и ориентируются на традиционные для них рынки в СНГ, а также развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Между тем, Минэкономразвития намерено продвигать на экспорт продукцию российского автопрома по линии торгпредств, заявил агентству ТАСС первый заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев. Накануне первый вице-премьер Игорь Шувалов в рамках совещания по автопрому призвал автокомпании активнее выходить на внешние рынки в условиях падения продаж в России. Экспорт по итогам года компании наращивали и намерены поддержать тенденцию в 2015 году.
В 2015 году АВТОВАЗ планирует увеличить объем экспорта примерно в два раза до 100 тысяч автомобилей. Основной экспортный рынок Казахстан, при этом планируется развивать дополнительные направления экспорта (Африка, Латинская Америка), сообщили в пресс-службе предприятия. АВТОВАЗ экспортирует автомобили в основном в Казахстан, Азербайджан и на Украину, незначительные объемы отправляются в Европу, на Ближний Восток и в страны Латинской Америки. Компания не исключала запуск крупноузловой сборки автомобилей Lada Granta в Египте, а в 2016 году намерена запустить производство в Казахстане.
В Группе ГАЗ сказали, что намерены довести долю экспорта в дальнее зарубежье до 30% в течение 5 лет (сейчас компания экспортирует около 17% машин). Мы ведем переговоры примерно с 30 потенциальными партнерами в различных странах по организации дистрибуции нашей продукции’, – сказал представитель компании. В приоритетах Вьетнам, Монголия и Куба, а также Африка, Латинская Америка и Ближний Восток. Для развития экспорта в Европу группа ранее получила одобрение типа транспортного средства. Компания производит модель ГАЗель Next в Турции и развивает экспорт в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Македонии.
Производитель грузовых автомобилей КАМАЗ заложил в стратегию до 2020 года увеличение доли экспорта в структуре продаж до 20-30% против 18% в 2014 году. К этому располагает динамика валют, сказал представитель компании. Сложившиеся выгодные для экспорта условия позволили нам в четвертом квартале 2014 года увеличить экспорт в 2 раза. Согласно нашим расчетам, экспорт становится рентабельным при цене в 36 рублей за доллар, если доллар дешевле, экспорт практически нерентабелен. При существующем курсе (62,5 рубля за доллар по состоянию на 18 февраля – прим. ред.) выгода очевидна, говорит он.
КАМАЗ также рассчитывает на спрос в развивающихся странах. В каждой из них механизмы защиты внутреннего рынка заставляют подстраиваться и искать оптимальные механизмы экспорта: например, Колумбия не требует локализации продукции, а в Индии КАМАЗ имеет производство, сказал представитель концерна, добавив, что в настоящее время КАМАЗ ведет переговоры с Аргентиной об организации производства грузовиков.
По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, выгода от экспорта из-за снижения курса рубля временное явление. За счет инфляции и роста цен на комплектующие компании в скором будущем увеличат расходы. Есть смысл экспортировать туда, где нет местных конкурентов, в страны Африки и Латинской Америки. Азиатские рынки дают меньше возможностей для экспорта, там развита местная сборка, заключил А.Третельников, заметив, что экспорт нужно развивать быстро, пока есть конкурентное преимущество по цене.