Российские автовладельцы по итогам I квартала 2015 года приобрели более 8 млн. 530 тысяч полисов ОСАГО. Количество договоров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 1,5%. Представители Российского союза автостраховщиков связывают это с экономической ситуацией в стране.
При этом автостраховщики ранее отмечали рост числа желающих продлить полис заранее в конце марта-начале апреля перед повышением тарифов, пишет За рулем.РФ. РСА отмечал, что автовладельцы хотели заключить договоры по старым ценам, но с новыми лимитами выплат по жизни и здоровью. Союз из-за наплыва желающих ранее заметил проблемы с продажей ОСАГО в некоторых субъектах РФ.
Представитель РСА пояснил За рулем.РФ, что снижение числа заключенных договоров обусловлено общими тенденциями в экономике страны. Падение продаж автомобилей у некоторых дилеров составило до 40%, это сказалось на количестве заключенных договоров ОСАГО, сказал он.
Ранее сообщалось, что с 12 апреля тарифы автогражданки повышены на 40% одновременно с расширением до 20% тарифного коридора. С 1 апреля вырос размер страховых выплат за вред жизни и здоровью: до 500 тысяч рублей со 160 тысяч рублей ранее. Эксперты прогнозировали рост затрат на страхование транспортных средств в 2015 году на 15-20%. Штраф за езду без ОСАГО в настоящее время в России составляет 800 рублей.
По итогам представленной в РСА отчетности за I квартал 2015 года, объем собранной премии увеличился на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (средняя премия выросла на 29%). Увеличение в октябре 2014 года лимитов по имуществу до 400 тысяч рублей стало причиной увеличения на 40% в I квартале 2015 года размера выплат по сравнению с I кварталом 2014 года. Средняя выплата в I квартале 2015 года повысилась на 32% и составила более 42 тысяч рублей.
Обязательный досудебный порядок разрешения споров между потерпевшим и страховщиком, введенный с 1 сентября 2014 года, повлиял на увеличение обращений потерпевших к страховщикам количество заявленных страховых случаев в 1 квартале 2015 года увеличилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Комментируя данные статистики, президент РСА Игорь Юргенс отметил, что некорректно считать финансовый результат страховых компаний, просто вычитая из собранной премии сумму выплат. Во-первых, убыток по договору, заключенному в определенном календарном периоде, может произойти в другом периоде, например, в следующем году. Из собранной премии страховщики формируют резервы, из которых осуществляются страховые выплаты. Резервы нельзя считать прибылью страховщика, из них осуществляются будущие выплаты, которые необходимо учитывать при определении финансового результата страховой организации. Во-вторых, из компенсационного фонда осуществляются выплаты за компании-банкроты (например, за ОСАО Россия порядка 2 млрд. рублей). Наконец, часть премии (за неистекший период) может быть возвращена страхователю, например, при продаже автомобиля. Этот фактор также учитывается страховщиками в резервах. Помимо выплат страховщики расходуют средства на ведение дела, это оговорено законодательством.
По договорам, заключенным в 2014 году, 35 млн. водителей имеют понижающий коэффициент бонус-малус меньше 1, половина из них, 17,5 млн., имеют КБМ от 0,5 до 0,75. Это говорит о том, что как минимум 17,5 млн. человек ни разу не были виновниками ДТП, т.к. виновники ДТП даже с 13-м классом (КБМ=0,5) перемещаются сразу в 7 класс (КБМ=0,8). 3,6 млн. человек вообще имеют КБМ =0,5.